История
История гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за много столетий до нашей эры, когда человек впервые осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев, а позже первые прототипы лодок. С развитием человеческой цивилизации активно прогрессировали и средства передвижения по воде, уже до начала I века появились знаменитые индейские каноэ и эскимосские каяки. Причем каяки впервые появились на территории нашей страны: жители Крайнего Севера придумали и использовали эти небольшие лодки уже не одно тысячелетие. Описание каяка есть даже в Ипатьевской летописи, когда упомянутые в летописи племена Чудь и Весь, завоеванные Рюриком, использовали для передвижения по болотам небольшие лодки с двулопастным веслом.
В России гребля на байдарках и каноэ как спорт появилась еще в XIX столетии. Первый гребной клуб был организован жителями прибрежной полосы Невы в Петербурге в 1858 году и назывался кружком любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 году этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических, народных судах и на байдарках.
Специфика развития байдарочной гребли в России (а затем и в СССР) заключалась в параллельности развития народной гребли (на шлюпках и погуличках) и гребли на байдарках и каноэ. Речной яхт-клуб почти ежегодно проводил соревнования на Неве и в ее дельте на Средней Невке. В первых таких соревнованиях – 31 июля 1860 года – участвовали прототипы байдарок – «водные лыжи», на которых гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом. Деревянные байдарки клинкерной постройки впервые участвовали в этих соревнованиях в 1871 году (среди мужчин). С 1885 года в заездах стали стартовать и женщины. Список победителей заездов на байдарках (18 июля 1871 на дистанции 400 саженей с двумя поворотами) открыл член яхт-клуба Марков –второй (7.59).
Требования иметь свою лодку, обязательная рекомендация для вступления в клуб и отсутствие у простого люда времени для занятий резко сужали контингент гребцов и тормозили развитие спорта в целом. Соревнования между командами городов почти не проводились, но тем не менее гребля на байдарках и каноэ постоянно развивалась и в 1908 году по инициативе Петербургского и Московского клубов был организован Всероссийский союз гребных обществ, объединив кроме столичного и московского клубов большинство гребных обществ Поволжья и других городов.
В Советском Союзе популярность гребли на байдарках и каноэ неуклонно росла, привлекая в свои ряды все большее число спортсменов и любителей. Но мировые войны не могли не отразиться на состоянии гребли в СССР и только после окончания Великой Отечественной Войны наши гребцы смогли выйти на международную арену (впервые наши спортсмены вышли на международные старты континента и мира в 1957 и 1958 году соответственно), а также принимают участие во всех Олимпиадах (кроме 1984 года).
В 1924 году была основана Международная федерация гребли на байдарках и каноэ. Сейчас в нее входит более ста пятидесяти государств.
Гребля на байдарках и каноэ является олимпийским видом спорта с 1936 года. Тогда соревнования проводились только между мужчин. Женская гребля на байдарках появилась в программе Олимпийских игр в 1948 году.
С 1939 года проходят Чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ.
Следующей вехой в развитии гребли в СССР стало включение Всесоюзной федерации гребли на байдарках и каноэ в члены Международного олимпийского комитета и Международной федерации гребли на байдарках и каноэ (ИКФ). И сразу же в 1952 году в Хельсинки состоялся первый международный старт советских гребцов, принявших участие в олимпийской регате XV Олимпийских Игр в Хельсинки. Начиная с 1952 года Федерация гребли СССР, а потом и России регулярно выставляет своих спортсменов на Чемпионаты Европы и Мира.